Викия

Донецк вики

Артёмовск

197статей на
этой вики
Добавить новую страницу
коммент.0 Поделиться
Артёмовск.jpg

АРТЁМОВСК (до 2 сентября 1924 года - Бахмут) — город (с 1783) областного подчинения в Сталинской области УССР. Центр Артёмовского района области. Назван в честь революционера-большевика Артёма.

ИсторияПравить

Уже в 1571 была известна «сторожа Бахмутская», в которой для охраны солеварен от набегов крымских и ногайских татар размещалось обычно несколько кавалерийских частей. В 1701 году Петр I приказал построить на Бахмуте крепость и переименовать слободу в поселок (острог) Бахмут. Поселение образовалось здесь в XVII столетии; в 1703 году построена крепость. Осенью 1705 года отряд казаков во главе с атаманом Булавиным захватил солеварни Бахмута, что впоследствии переросло в Булавинское восстание.

В 1783 Бахмут был преобразован в уездный город Екатеринославской губернии. Тогда в посёлке насчитывалось 49 дворов, 48 куреней и землянок, 29 солеваренных колодезей, проживало 1700 человек. Работали пять кирпичных, свечной, мыловаренный, воскобойный, шесть салотопных заводов. В посёлке были магазин, около 150 лавок, больница, три училища и два частных пансиона для детей состоятельных родителей, воскресная школа для детей рабочих. Бахмут являлся крупнейшим торговым центром. Два раза в год — 12 июля (день апостолов Петра и Павла) и 21 сентября (день Рождества Пресвятой Богородицы) — проводились большие ярмарки. Годовой ярмарочный оборот составлял около миллиона рублей.

Развитие крупной соляной промышленности связано с деятельностью А. П. Карпинского и Н. Д. Борисяка, заложивших здесь в 1870 первую шахту и доказавших наличие в районе крупных залежей каменной соли. До этого добыча соли здесь производилась выпариванием из соляных рассолов источников и колодцев. С началом добычи каменной соли в районе Бахмута Россия прекратила ввоз соли из-за границы (до 1885 ввозилось до 200 тыс. т соли ежегодно). В честь академика А. П. Карпинского и Н. Д. Борисяка при Советской власти в районе соляных рудников воздвигнут обелиск.

После постройки в конце 70-х годах железной дороги Харьков — Бахмут — Попасная в послеке появились предприятия по производству алебастра, гипса, кирпича, черепицы, соды. В начале ХХ века стала развиваться металлообработка. К 1900 году в городе насчитывалось 76 небольших промышленных предприятий, в которых работало 1078 трудящихся, а также четыре солевых рудника (874 рабочих). К 1913 году в Бахмуте проживало 28 тыс. человек, имелись две больницы на 210 коек, четыре средних и два профессиональных учебных заведения, шесть одноклассных училищ, четыре церковноприходские школы, частная библиотека. В 1875 году проведен водопровод, в 1900 году замощены улицы. В 1923 году в Артёмовске насчитывалось 36 предприятий, в том числе завод «Победа труда» (бывший гвоздильно-костыльный завод), завод «Молния» (выпускал литьё для сельского хозяйства), рудоремонтный, кирпично-черепичный, алебастровый заводы, рудники имени Карла Либкнехта, Свердлова, Шевченко, «Бахмутская соль», обувная фабрика. 2 сентября 1924 года город переименован в Артёмовск по псевдониму Артём советского партийного и государственного деятеля Фёдора Сергеева.

НаселениеПравить

  • 1825 год - 4 215 жит.
  • 1841 год - 6 394 жит.
  • 1857 год - 9 197 жит.
  • 1885 год - 15,5 тыс. жит.
  • 1897 год - 30 585 жит.
  • 1923 год - 29,3 тыс. жит.
  • 1931 год - 42,3 тыс. жит.
  • 1939 год - 55,2 тыс. жит.

Административное делениеПравить

Имелся (на 1946 год) Сталино-Заводской район Артёмовска. Городскому совету административно подчинён город Часов Яр. С апреля 1923 года по июль 1930 года Артёмовск (до 2 сентября 1924 года) - центр Артёмовского округа. С середины 1930-х и до июня 1939 года в подчинении у Артёмовского городского совета находились также (сейчас - в составе Артёмовского района):

  • Будённовский поссовет (в 1920-х - территория Михайловского сельсовета Артёмовского района)
  • Карло-Либкнехтовский поссовет (в 1920-х - территория Ново-Александровского сельсовета Артёмовского района)
  • Малоильиновский поссовет (в 1920-х - территория Малоильиновского сельсовета Артёмовского района)

ПромышленностьПравить

Один из важнейших промышленных центров Донбасса и крупнейший центр соляной промышленности СССР. В Артёмовске и его окрестностях (у ж.-д. станций Ступки и Соль) расположены многочисленные соляные рудники и карьеры, где добываются гипс, доломит, мел, огнеупорные глины. В послевоенной пятилетке в Артёмовске введён в строй самый мощный в Советском Союзе рудник № 3 имени Карла Либкнехта с годовой производительностью свыше 1,5 млн. т соли. Все процессы работы в шахте полностью механизированы.

В самом Артёмовске имеются заводы:

  • чугунно-литейный завод
  • механический завод
  • проволочно-гвоздильный завод
  • стекольный завод
  • силикатный завод республиканского значения
  • алебастровый завод
  • крупные мельницы
  • обувная фабрика
  • швейная фабрика

Городское хозяйствоПравить

Значительно выросло благоустройство города. В городе много новых жилых домов и общественных зданий, водопровод и другое. Местонахождение главных управлений или отделений большинства промышленных объединений Донбасса.

Городской транспортПравить

Автобусное сообщение.

ОбразованиеПравить

Организованы учительский институт, керамико-механический техникум, сельскохозяйственный техникум, ветеринарная и железнодорожная школы, музыкальное училище, акушерская школа.

КультураПравить

В годы Советской власти Артёмовск стал видным культурным центром. Организованы музей, клубы и другие культурно-просветительные учреждения.

Викия-сеть

Случайная вики