Викия

Донецк вики

Волноваха

197статей на
этой вики
Добавить новую страницу
коммент.0 Поделиться
Волноваха.jpg

ВОЛНОВАХА — город (с 1938 года), центр Волновахского района на юго-западе Сталинской области УССР. Крупный ж.-д. узел, связывающий Донбасс с южными районами Украины, Криворожским бассейном и Крымом.

ИсторияПравить

Поселение основано как железнодорожная станция в 1881 году во время строительства Екатерининской железной дороги. В начале XX века в Волновахе было 45 дворов, проживало около 250 человек. К 1915 году насчитывалось 108 дворов и 634 жителя. Имелись лавка, базар, частная пекарня, школа. В 1895 году на станции построили вокзал, в 1896 году — паровозное депо, в 1900 году между Юзовкой и Мариуполем через Волноваху проложены вторые пути. К 1905 году станция стала узловой. В 1908 году в Волноваху из Дебальцева была переведена школа артельных старост — первая в России школа по подготовке мастеров (артельных старост) для строительства железных дорог. Во время гражданской войны в Волновахе располагалась центральная артиллерийская база ВСЮР. В октябре 1919 года на подступах к Волновахе шли упорные бои частей ВСЮР и отрядов Революционной повстанческой армии Украины (махновцев). С 14 по 19 июля 1920 года в Волновахе находился И. В. Сталин, руководивший операцией по разгрому Врангеля.

В 1930 году Волноваха становится районным центром. Статус города получен в 1938 году. Развитию железнодорожного узла и поселка способствовала индустриализация страны. В 1941 году город захвачен немецко-фашистскими захватчиками. Волноваха освобождена Красной армией 10 сентября 1943 года.

НаселениеПравить

  • 1897 год - 250 жит.
  • 1920 год - 690 жит. (и в с. Платоновка - 2 339 жит.)
  • 1926 год - 1 760 жит. (по переписи)
  • 1939 год - 15,3 тыс. жит.

Административное делениеПравить

Районное деление отсутствует.

ПромышленностьПравить

Население занято главным образом на предприятиях ж.-д. транспорта. В годы первых пятилеток построены хлебозавод, завод безалкогольных напитков, пищекомбинат, типография. В годы Советской власти создано несколько предприятий пищевой и лёгкой промышленности. В черте города находились два колхоза и совхоз. В районе развиваются садоводство, виноградарство, поливное огородничество.

Городское хозяйствоПравить

Тут работали две больницы, поликлиника, детский сад, стадион, около 20 магазинов. Город благоустроен и прекрасно озеленён.

Городской транспортПравить

Автобусное сообщение с городами Сталино и Мариуполь.

ОбразованиеПравить

Имеются две средние, три семилетние школы, школа ФЗО.

КультураПравить

Имеются два дома культуры. Создан парк культуры.

Викия-сеть

Случайная вики