Фэндом

Донецк вики

Горловка

197статей на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев0 Поделиться
Горловка1.jpg

ГОРЛОВКА — город областного подчинения в Сталинской области УССР, четвёртый по численности населения в области (после Сталино, Макеевки, Мариуполя). Железнодорожный узел. Один из важных и быстро растущих индустриальных центров Донбасса. Площадь с подчинёнными населёнными пунктами - 1 176,5 км кв.

ИсторияПравить

Горловка возникла в 1867 году в связи с постройкой здесь ряда угольных шахт. До этого на землях современной Горловки находилось насколько поселений людей. Наличие около сотни курганов на месте нынешней Горловки свидетельствует о многочисленных поселениях людей в древнейшие времена, и дает уникальную возможность исследователям для изучения истории города начиная не с даты основания, а на несколько тысяч лет ранее. Более известные современной науке казацкие поселения появились в XVII веке, когда запорожцами и беглыми крестьянами были основаны хутора вдоль рек Корсунь, Железная и Кодыма. Для укрепления границ Российской империи царское правительство формирует во второй половине XVIII века славяно-сербские поселенческие полки, в состав которых входят сербы, хорваты, словенцы, сбежавшие от австрийского угнетения, а также украинские и русские крестьяне и казаки. Полки делились на роты, которые основали отдельные поселения на территории современной Горловки.

В 1754 году возникает село Государев Байрак (теперь — территория города). В 1776 году зимовники и хутора в балке Сухой Яр и в урочище Жёваный Лес слились в слободу Зайцево, южную часть которой назвали Никитовка, в честь одного из её жителей — Никиты Девятилова. Возникает слобода Железная. Заселяют её преимущественно переселенцы из Харьковской губернии. В 1795 году в селе Государев Байрак и слободе Зайцево (оба — в черте современной Горловки) насчитывалось 6 514 человек, в слободе Железная в 1884 году — 3 529 жителей. В 1800—1805 годах образовываются хутора Щербиновский, Нелеповский. В начале XIX века в слободе Железной открыты залежи угля, появились крестьянские мелкие шахты.

С началом строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1867 году основан посёлок, одноименная железнодорожная станция Корсунь (позднее поселку и станции присвоено имя Горловка), а также каменноугольный рудник, названный Корсунская Копь №1, состоявший из двух шахт. Это было крупнейшее на то время предприятие угольной промышленности Донбасса. В 1879 году на нём работало больше тысячи человек, было добыто около 80 тыс. тонн угля. В 1889 году основано «Общество южнорусской каменноугольной промышленности», добывающее 42 млн. пудов угля и 12 млн. пудов кокса.

В 1879 году открыто месторождение киновари, к 1886 году появилась шахта по добыче киновари и завод по производству ртути, давший первую в России ртуть. В 1889 году построен рудник № 5 «Альберт». В 1897 году построена шахта № 7 «Альфред». А в 1897 году построен машиностроительный завод, вокруг которого появился рабочий посёлок на 3 000 человек. Вокруг Горловки строились другие предприятия (машиностроительный, алебастровый, кирпичный, цементный заводы) со своими посёлками, которые постепенно сливались.

В 1890 году в центре города открыт «Клуб-театр собрания служащих», где выступали приезжие артисты, а также силами местной интеллигенции ставились самодеятельные спектакли, проводились вечера отдыха. В 1898 году в Горловке проживало 7 000 человек. В декабре 1905 года состоялось Горловское вооружённое восстание — крупнейшее на Украине рабочее вооружённое восстание против самодержавия.

В 1913 году в Горловке работали 50 предприятий с общей численностью занятых 13 тыс. человек. Население Горловки, имевшей статус заштатного города, составляло более 30 тыс. человек. В центре стояли дома владельцев предприятий и инженерно-технических работников, несколько десятков казарм и типовые трехоконные домики, размещённые на 18 линиях по 70 домов. Около 10 тыс. рабочих проживали в полуземлянках, сараях и летних кухнях. Имелись 3 больницы на 80 коек, 2 церковноприходских, 4 заводских и 10 двухклассных земских школ, штейгерская школа (готовила штейгеров, маркшейдеров и машинистов подъёма), клубтеатр, кинотеатр («Клуб-кинотеатр „Банакер“» на 300 мест, с 1914 года).

В годы Советской власти значительно возросла и подверглась коренной технической реконструкции угольная промышленность.

В 1925 году из шахтных и заводских посёлков был создан районный центр Горловка с населением 27,3 тыс. человек (с посёлками — 40,5 тыс. жителей). В то время шахтами Горловки добывалось 2,2 млн. тонн угля в год. В годы индустриализации (конец 20-х — начала 30-х годов) в Горловке проходила реконструкция старых и появление новых предприятий, велось крупное промышленное строительство:

  • в 1928 году — коксохимический завод,
  • в 1932 году — шахта имени Румянцева,
  • в 1933 году — шахта «Кочегарка»,
  • в апреле 1933 года — азотно-туковый завод имени Серго Орджоникидзе,
  • в 1933 году — крупнейший в мире цех по производству врубовых машин (3 тыс. штук в год) на машиностроительном заводе,
  • в 1941 году - крупнейшая в Донбассе шахта № 4-5 «Никитовка».

В 1929 году на базе бывшего штейгерского училища создан горный техникум. В 1932 году Горловка стала городом. К 1940 году в городе работали 10 заводов, 13 шахт с общей годовой добычей 7,2 млн. тонн угля, проживало 181,5 тыс. человек. Накануне Великой Отечественной войны население Горловки составляло 181 тыс. человек, площадь — 100 км². Были сооружены новый водопровод и канализация, типография, фабрика-кухня, почтамт, универмаг, две бани, гостиница, стадион. В 1932 году проложена первая трамвайная линия протяжённостью 8 км, соединившая посёлки шахт № 1 и № 5. Население обслуживали 6 больниц, 3 родильных дома, детский санаторий, 3 станции скорой помощи, 54 детских сада, 68 школ, 22 Дворца культуры и клуба, 25 библиотек. В начале 30-х годов открылись медрабфак, рабфак искусств, фабрично-заводское училище общественного питания, отделения Высших инженерно-технических курсов и Пром-академии, школа животноводов и огородников.

Горловка — родина изотовского движения, сыгравшего большую роль в повышении производительности труда в годы первой сталинской пятилетии. Здесь же в первую послевоенную пятилетку (1946—50) забойщик А. Тюренков, удостоенный звания Героя Социалистического Труда, применил метод коллективной стахановской работы.

Оккупация города продолжалась с 29 октября 1941 по 5 сентября 1943 года. Горловка жестоко пострадала от немецко-фашистских захватчиков: были затоплены шахты, разрушены заводы и т. д. В первой послевоенной сталинской пятилетке (1946—50) трудящиеся города добились больших успехов в восстановлении города. К 1950 году начали работать водопроводная, электрическая, канализационная сети. Были восстановлены все школы.

НаселениеПравить

  • 1795 год - 6 514 жит. (слободы Зайцево и Государев Байрак)
  • 1884 год - 3 529 жит. (слобода Железная Балка)
  • 1897 год - 7,0 тыс. жит. (по переписи)
  • 1913 год - 30,0 тыс. жит.
  • 1925 год - 27,3 тыс. жит. (с пригородами — 40,5 тыс. жит.)
  • 1926 год - 23,1 тыс. жит. (по переписи)
  • 1932 год - 52,0 тыс. жит. (с посёлками и городами, подчинёнными Горловскому городскому совету - 228,6 тыс. жит.)
  • 1939 год - 108,7 тыс. жит.
  • 1940 год - 181,5 тыс. жит.

Административное делениеПравить

На 1 сентября 1946 года (с 16 июня 1941 года) в Горловке имеется 3 городских района:

  1. Калининский район Горловки
  2. Никитовский район Горловки
  3. Центральногородской район Горловки

до 16 июня 1941 года на территории Горловского совета кроме города Горловка было ещё 3 города (районного подчинения):

Горловскому горсовету подчинены 21 населённый пункт, 8 поселковых и сельских советов:

  • населённые пункты
    • пос. Алексеевка
    • пос. совхоза имени Калинина
    • пос. Калининское
    • пос. совхоза имени Кирова
    • пос. Комсомольское
    • пос. Ксеновка (Ксеньевка, до 1930-х центр Ксеньевского сельсовета)
    • пос. Ново-Горловка
    • пос. Ртутное
    • пос. Шахты №4/5 Никитовского района
    • пос. Шахты №5
    • пос. Шахты №19/20 Никитовского района
    • х. Байрак
    • х. Блюмина
    • х. Гурты
    • х. Житный
    • х. Кузнецовка
    • х. Поклонский
    • х. Стенки Первые
    • х. Стенки Вторые
    • х. Стенки Третьи
    • х. Фёдоровка
    • х. Чагари
  • Гольмовский поссовет (до 1930-х - Калининский сельсовет)
  • Зайцевский поссовет
  • Железно-Балковский поссовет (в 1930-х перешёл из Железнянского района)
  • Кондратьевский поссовет (в 1930-х выделен из Калининского рудсовета)
    • пгт Кондратьевское
    • пос. Ново-Кондратьевка
    • пос. Александро-Запад
    • х. Новые Садки
    • х. Ново-Каютино
  • Румянцевский поссовет (в 1930-х выделен из Никитовского поссовета)
  • Бахмутовский сельсовет (в 1930-х выделен из Зайцевского поссовета)
    • с. Бахмутовка
    • пос. совхоза имени Молотова
    • х. Николаевка
  • Кодымский сельсовет
    • с. Кодыма
    • пос. Гладосово
    • пос. ж.-д. станции Доломит
    • х. Закутный
    • х. Рябых
  • Озеряновский сельсовет (в 1930-х Федяевский сельсовет, в 1930-х перешёл из Железнянского района)
    • с. Озеряновка
    • х. Андреевка
    • х. Ставки
    • х. Федяевка
    • х. Широкая Балка

ПромышленностьПравить

Крупный центр добычи угля: шахты имени Ленина, имени Сталина, «Кочегарка», «Комсомолец» и др. принадлежат к числу наиболее значительных в Донбассе, объединены в трест "Артёмуголь" (до 1938 году существовал второй трест - "Калининскуголь"). Создана также крупная машиностроительная промышленность (главным образом производство горного оборудования; Горловский машиностроительный завод имени С. М. Кирова выпускает врубовые машины и горные комбайны), химическая (Горловский коксохимический завод - с 7 ноября 1928 года, Горловский азотно-туковый завод - с 23 апреля 1933 года), организовано производство минеральных строительных материалов, имеется разнообразная пищевая промышленность (3 хлебозавода, мельница, крупный мясокомбинат и холодильник, молочный и рыбокоптильный заводы). Добыча ртути (Никитовский ртутный комбинат - с 1885 года) и минерального сырья (Никитовский доломитный завод - с 1894 года).

Восстановлены на новой технической основе шахты, заводы. Заново построены заводы: рудоремонтный, железобетонных стоек, авторемонтные, ремонтно-механические и другие; несколько деревообрабатывающих комбинатов и крупных предприятий строительной промышленности. В городе расположено районное энергетическое управление "Донбассэнерго" (с 1930 года), обслуживающее энергетические системы Сталинской и Луганской областей. Территория обслуживается густой сетью железных дорог (ж.-д. узлы: Никитовка, Гор­ловка). Сельское хозяйство — молочно-огородное, пригород­ного типа. В полеводстве — зерновых 31%, тех­нических 5,4%, кормовых 22,8%, огородных 10,5%. 2 МТС.

Городское хозяйствоПравить

Горловка.png

За годы Советской власти Горловка стала благоустроенным городом с асфальтированными улицами, многоэтажными жилыми домами и зданиями общественных учреждений, с трамваем и водопроводом; в Горловке есть 4 парка культуры и отдыха, 5 оранжерей и лесопитомник. До войны в Горловку было намечено перенесение центра Донецкой области.

После войны восстановлено городское хозяйство (трамвай, водопровод, канализация, электросеть и т. п.). Площадь зелёных насаждений увеличилась за годы Советской власти почти в 10 раз. Строится (1951) Дворец Советов, Дворец культуры, рабочие клубы, кинотеатр, музыкальная школа, драматический театр, цирк и др.

Городской транспортПравить

Трамвайная сеть состоит из 5 маршрутов:

  1. Станция Горловка - Железнянские ставки
  2. Дом Советов - ДК завода "Синтез"
  3. Дом Советов - Завод имени Кирова
  4. Дом Советов - Шахта "Комсомолец"
  5. Дом Советов - Ртутный комбинат

ОбразованиеПравить

Имеются: горный техникум (с 1876), горнопромышленные учебные комбинаты для массовой подготовки рабочих, свыше 80 общеобразовательных и других школ.

КультураПравить

Горловка — один из культурных центров Донбасса. Имеются дворцы культуры (в т.ч. крупный - имени Ленина), летние театры, 2 кинотеатра, 35 рабочих клубов, 128 библиотек. Издаётся городская газета «Кочегарка» и 19 заводских шахтных газет.

Также на Фэндоме

Случайная вики