Фэндом

Донецк вики

Горловский машиностроительный завод имени С. М. Кирова

197статей на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев0 Поделиться
Горловка 1.png

ГОРЛОВСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД имени С. М. КИРОВА — крупнейшее предприятие угольного машиностроения в СССР; основной поставщик угольных комбайнов, врубовых машин, мощных осевых вентиляторов для угольных шахт. Расположен в городе Горловка.

Горловский завод был основан в 1895 году франко-бельгийским акционерным обществом для выпуска шахтных паровых насосов. Представлял собой кустарное предприятие. Большинство работ на заводе выполнялось вручную. Рабочие подвергались жестокой эксплуатации. 9 декабря 1905 года рабочие объявили забастовку и предъявили требования дирекции завода об установлении 8-часового рабочего дня, увеличении заработной платы и прекращении увольнений с работы. Ответом на эти справедливые требования явился расстрел рабочих. На призыв рабочих Горловки откликнулись рабочие Юзовки, Авдеевки, Ясиноватой, Гришино, Дебальцево. Более 5 тыс. вооружённых рабочих вступили в бой с царскими войсками. Восстание было жестоко подавлено. В 1910 году завод был продан немцу Беккеру, после чего положение рабочих ещё более ухудшилось.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции завод коренным образом реконструирован и превращен в крупное предприятие угольного машиностроения. К 11-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции (1928) с испытательного стенда сошла первая советская врубовая машина. Завод перешёл на серийный выпуск врубовых машин. В результате Советский Союз был освобождён от необходимости ввозить их из-за границы.

Параллельно с развитием завода непрерывно улучшались жилищные и культурно-бытовые условия рабочих и инженерно-технических работников. На месте землянок и бараков выросли благоустроенные дома; территория посёлка покрылась зелёными насаждениями. Построен заводской театр имени Артёма. Во время Великой Отечественной войны завод был полностью разрушен немецкими оккупантами. После изгнания фашистских полчищ в 1943 году началось восстановление завода. Оно шло быстрыми темпами; при этом завод оснащался новой, передовой техникой и становился ещё лучше и совершеннее, чем он был до войны. Созданы конструкции новых машин для механизации тяжёлых и трудоёмких процессов угледобычи. Организован серийный выпуск новых мощных врубовых машин МВ-60. Создатели этой машины удостоены в 1949 году звания лауреатов Сталинской премии. Выдающимся успехом завода явилось создание конструкции и организация в 1948—49 годах серийного выпуска угольных комбайнов «Донбасс», за что группе работников завода в 1949 году присуждена Сталинская премия. Наряду с этим организован выпуск комбайнов для крутопадающих шластов ККП-1 и врубовых машин ГТК-35. На заводе ведётся большая творческая работа по внедрению новой техники и совершенствованию технологии производства.

Большое внимание в послевоенный период уделялось благоустройству заводской территории и улучшению жилищно-бытовых и культурных условий трудящихся завода. Восстановлен и ещё лучше, чем до войны, оборудован заводской Дворец культуры. В 1945 году в связи с 50-летием со дня основания и за большие заслуги перед страной по оснащению шахт машинами и механизмами завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Также на Фэндоме

Случайная вики