ФЭНДОМ

ДЗЕРЖИНСК (до 1938 года - Щербиновка) — город (с 1938 года), центр Дзержинского района Сталинской области УССР. Назван в честь Ф.Э. Дзержинского. Расположен на шоссе в 5 км от ж.-д. станции Кривой Торец (на линии КонстантиновкаФенольная).

ИсторияПравить

Возле балок Сухой и Житный Яры появилась слобода Зайцево, к 1800 году часть населения слободы переселилась в хутор Щербиновский. В конце 30-х годов XIX века Щербиновский и соседние хутора объединились в село Щербиновка (Железнянская волость Бахмутского уезда). К середине XIX века население Щербиновки составило 457 жителей. Развивалась добыча каменного угля. До 50-х годов в селе насчитывалось 313 дворов и 1751 житель. Крестьяне отдавали предпринимателям свои земельные наделы с залежами угля или сами нанимались к ним в рабочие. Скоро Щербиновский и Никитовский рудники стали ведущими в уезде. 1860 года был заложен Центральный рудник, от которого берет свое начало нынешняя шахта имени Дзержинского - самая большая и старейшая в городе. Впоследствии было открыто еще две шахты. Особенно интенсивно началась добыча угля на Щербиновский рудниках после окончания в 1869 году строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги. Ветка ее в 1871 году была проложена через крестьянские хутора Железного и Щербиновка. В 1884 году на землях Зайцево, Щербиновка и Нелипивкы французские предприниматели образовали общество для разработки каменного угля и соли в южной России. Это общество скупало и арендовало земли в окрестностях Щербиновка и начало строительство двух крупных рудников - Нелеповского (позднее шахта имени Артема) и Северного (позднее шахта имени К. Ворошилова, ныне шахта «Северная»).

В 1889 году в Щербиновке были построены первые коксовые печи с получением боковых продуктов, а впоследствии коксобензольний завод по переработке смолы и ректификации бензола. В 1894 году в колонии Нью-Йорк (с 1951 года поселок Новгородское) запущен чугунолитейный и механический заводы по изготовлению бункеров, плугов, жатвенных машин бричек. В слесарном, кузнечно, колесном, модельном, малярном и литьевых производствах работало 41 работник. Действовала паровая машина мощность 8 лошадиных сил. На месте этого предприятия за годы советской власти вырос Машиностроительный завод имени Г. И. Петровского, который выпускал горнодобывающую технику. В конце 19 века начинает действовать Нелеповский рудник, вокруг Щербиновского строится поселок барачного типа для рабочих, в окрестностях Щербиновки построено более десятка мелких шахт. Щербиновский рудник становится одним из крупнейших в Донбассе.

Накануне Первой мировой войны добыча каменного угля стремительно росла, развивался и коксобензольное производство. 1916 года было начато строительство Дзержинского фенольного завода, который был введен в строй в июле 1917 года. В настоящее время значительно расширились окрестные поселения и сама Щербиновка. Однако условия работы шахтеров были крайне тяжелыми. Первые шахты основном представляли собой глубокие колодцы, со дна которых вынимали угля из пласта. Работали шахтеры в 2 смены по 12 часов, но фактически больше, поскольку только их продвижения к забою и от забоя занимало в среднем около 2 часов. К тому же их не всегда вовремя поднимали на поверхность. Рабочие, добывали уголь артелями, часто не оставляли забоя, пока не вырубят отведенной нормы. Уголь рубили обушком, доставлял его в откаточных штрека саночник. Такие условия труда вызывали у большинства горняков заболевания дыхательных путей, пищеварения, расстройства нервной системы, ревматоидные и заболевания глаз. Не лучше были условия труда на заводах Щербиновки. Здесь, как и на шахтах, широко применяли труд подростков, где вместо взрослых работали 12-13-летние юноши. Чтобы держать работников в повиновении, администрация Щербиновского рудника реорганизовала горнозаводские магазина в «потребительские общества». Выдавая горнякам товары, продукты питания в долг, они тем самым увеличивали их долг и уменьшали возможность его погашения. Плата же за каторжный шахтерский труд была мизерной, кроме того за нарушение взимали штрафы.

Накануне 1916 года в Щербиновке действовало 3 угольные шахты и 2 промышленных предприятия. В 1923 году добыто 66 млн пудов угля. В первые послереволюционные годы построены дворец культуры, парк.

В 1938 году Щербиновка переименована в пгт имени Дзержинского по фамилии советского партийного и государственного деятеля Ф. Э. Дзержинского, а позже в этом же году в город Дзержинск.

За первые три месяца с начала войны Дзержинским городским военкоматом призван в ряды Красной Армии свыше 6 тысяч человек. Всего за годы войны на фронт ушли более 10 000 жителей Дзержинска. В сентябре - октябре 1941 года местными органами власти при содействии командования 12 армии Южного фронта сформированные партизанские отряды и диверсионные группы. В условиях степного района невозможно создать надежные базы для обеспечения деятельности партизанских отрядов, поэтому они были передислоцированы в леса Луганской области.

22 октября 1941 дивизии итальянского экспедиционного корпуса оккупировали большинство сел Дзержинского района и левобережную часть поселка Нью-Йорк. 28 октября 15 и 74 дивизии 12 армии оставили оборонительный рубеж вдоль реки Кривой Торец. С 28 октября 1941 года по 5 сентября 1943 Дзержинск находился в оккупации. Оккупантам не удалось восстановить добычу угля на основных шахтах города - на шахтах делаются диверсии подпольными и диверсионными группами. Было сожжено городскую электростанцию, разрушено электромеханические мастерские. За годы оккупации фашистами расстреляно и повешено 83 мирных жителей города. Судьбу 150 человек, арестованных и отправленных в горловской жандармерии или константиновского или Артемовского гестапо, не удалось установить. 1480 юношей и девушек были вывезены в Германию. Во время фашистской оккупации в Дзержинском районе разрушено 53 промышленных объекта, в том числе 6 шахт и 3 завода, уничтожены Дворец культуры, 1 280 жилых домов, 10 школ. Общий ущерб составил 116 млн. рублей. 5 268 дзержинцев не вернулись с фронтов Второй мировой войны.

5 сентября 1943 Дзержинск, а 7 сентября все населенные пункты района освобождены от фашистской оккупации войсками 51 армии Южного фронта под командованием Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Якова Крейзера. При освобождении Дзержинска погибли более 200 воинов 21 национальности 12 советских республик.

НаселениеПравить

  • 1850 год - 1 751 жит.
  • 1926 год - 18 886 жит.
  • 1932 год - 36 691 жит.
  • 1939 год - 31,8 тыс. жит.

Административное делениеПравить

Районного деления не имеет. В 1936 году пгт Щербиновка выведена из состава Горловского района — образован Дзержинский район (центр — пгт Щербиновка).

ПромышленностьПравить

За годы Советской власти построены крупные шахты, оборудованные новейшей техникой, коксохимический, керамический заводы и другие. В 1931 году Центральная шахта переименована в шахту имени Дзержинского. На 1932 год имелось 10 угольных шахт в составе треста "Дзержинскуголь" с 9 950 рабочими, в который вошли следующие шахты:

  • шахта имени Дзержинского
  • шахта имени Артёма
  • шахта «Северная»
  • шахта «Чигари» («Южная»)
  • шахта № 1-1-бис
  • шахта № 11-12
  • Щербиновское рудоуправление (ряд мелких шахт).

В 1936 году трестом «Дзержинскуголь» добывалось 9 тыс. тонн угля ежедневно.

Городское хозяйствоПравить

Городской транспортПравить

Автобусное сообщение.

ОбразованиеПравить

Имеются (1952) средняя, 5 семилетних и 2 начальные школы, 2 школы рабочей молодёжи, ремесленное училище, 5 горнопромышленных училищ.

КультураПравить

Имеются (1952) Дом культуры, 3 клуба, 8 библиотек, стадион, парк.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики