ФЭНДОМ

Енакиево

ЕНАКИЕВО (в 1928—1935 годах — Рыково, в 1935—1943 годах — Орджоникидзе) — город областного подчинения, центр Енакиевского района Сталинской области УССР. Расположен в центральной части Донбасса, на реке Булавин (бассейн реки Миус). Ж.-д. станция, в 50 км к северо-востоку от города Сталино, с которым связан автобусным сообщением.

ИсторияПравить

Енакиево возникло в 1883 году в связи с разработкой богатых каменноугольных месторождении, позже (1895—97 годы) здесь был построен металлургический завод.

Территория, где расположен город Енакиево, была обитаема ещё с древних времён. В черте города были открыты стоянки каменного века, курганы эпохи меди и бронзы, скифов и поздних кочевников. На южной окраине Енакиева (между сёлами Авиловка и Розовка), цепочкой с востока на запад длиной 3 км расположена группа древних курганов. За 1 год до основания города в «Списках населённых мест Российской империи» впервые указывается «село Фёдоровка, владения секунд-майора Ф. И. Жменёва» (возникшее на территории современного города). Постоянные поселения на территории современного города основаны в 1783 году: сёла Раздольское (теперь посёлок Раздоловка в черте города) и Софиевка (Карло-Марксово). В 1795 году в них проживало 213 и 256 человек соответственно.

В 1858 году тут открыт Софиевский каменноугольный рудник (в 1864 году здесь добыто 225 тыс. пудов угля). Тогда же поблизости от сёл началось строительство казённого опытного чугу­ноплавильного Петровского завода, названного в честь Петра I. На нём впервые испытывали выплавку чугуна из местных руд на коксующемся угле. В 1866 году на заводе впервые в России был получен такой чугун, но пред­приятие закрыли.

В 1895 году инженерами Ф. Е. Енакиевым и Б. А. Яловецким и несколь­кими бельгийскими предпринимателями учреждено Русско-бельгий­ское металлургическое общество, которое к 1897 году построило вокруг села Фёдоровки новый Петровский чугуноделательный завод. В конце XIX века на нём работали 2 665 человек. Около завода открылись каменноугольные рудники. Вокруг предприятий сло­жились посёлки, которые в 1898 году объединены в один, названный по имени основателя Русско-бельгийского общества Енакиевским (название происходит от имени инженера-путейца Ф. Е. Енакиева). Писатель А. И. Куприн, состоявший в 1896 году на службе на заводе, отобразил жизнь рабочих посёлка в повести «Молох».

До Первой мировой войны в Енакиеве построены коксохимический, кирпичный, пивоваренный заводы, маслобойня. Петровский за­вод стал одним из крупнейших металлургических заводов (3 место) юга России. В 1913 году он дал 349,2 тыс. тонн чугуна, 316,4 тыс. тонн стали, 280,1 тыс. тонн проката. К этому времени в посёлке были 2 гостиницы, столовая, 2 пекарни, 4 магазина, больница, коммерческое училище, 5 школ, кинематограф, клуб служащих металлургического завода, библиотека.

В результате разрухи после Первой мировой и Гражданской войн в 1919—1921 годах Петровский завод был единственным, который выпускал сталь. В 1921 году образован трест «Югосталь», объединивший металлургические заводы Юзовки, Петровки, Макеевки и Енакиево. В 1924 году переименованы шахты Енакиево:

  • Софиевская шахта — имени Карла Маркса,
  • Веровский рудник — шахта «Красный Профинтерн»,
  • Нарьевский рудник — шахта «Красный Октябрь»,
  • шахта «Бунге» — шахта «Юный Коммунар».

В 1924 году всеми шахтами было добыто 3,5 млн пудов угля. К 1925 году в Енакиево насчитывалось 34 тыс. жителей. 10 июля 1928 года город переименован в город Рыково, в 1935 году - в город Орджоникидзе, 12 июля 1944 года - в город Енакиево. За годы первых пятилеток тут построены коксохимический и цементный заводы, завод металлоконструкций, аглофабрика, новые шахты, в том числе № 1-2, № 4 и другие. Большим подвигом енакиевских металлургов стало строительство за 40 дней методом народной стройки первой в СССР разливочной машины. В 1932 году от центра к поселку металлургов проложена трамвай­ная линия. С 1933 года по 1941 год в городе действовал аэроклуб, который подготовил более 400 летчиков. Десять из них стали Героями Советского Союза, в том числе лётчик-космонавт Г. Т. Береговой — дважды Героем Советского Союза. К 1939 году население города составило 88,2 тыс. человек. Город обслуживали 11 больниц, поликлиника, 71 школа, металлургический техникум, педучилище, фельдшерско-акушерская школа, музыкальная школа, более 120 библиотек, 2 Дворца культуры, 10 клубов. Издавалось 11 многотиражных газет. В 1934 году был открыт русский драматический театр.

В период немецко-фашистской оккупации Енакиево было значительно разрушено. В первой послевоенной пятилетке (1946—50 годы) вся промышленность восстановлена, введены в строй новые шахты.

НаселениеПравить

  • 1795 год - 213 жит. (с. Раздольское)
  • 1916 год - 16,0 тыс. жит.
  • 1926 год - 24,3 тыс. жит. (по переписи; с пригородами - 34,1 тыс. жит.)
  • 1939 год - 88,2 тыс. жит.

Административное делениеПравить

Районное деление отсутствует. Город является центром Енакиевского района Сталинской области. Енакиевскому горсовету подчинены 5 поселковых советов:

В 1925 году посёлок Енакиево отнесён к категории городов. Во второй половине 1920-х годов в Енакиевский (Рыковский) городской совет вошёл Александро-Полонский сельсовет (центр - бывшее село Раздоловка). В 1928 году он был переименован в Рыково, по фамилии советского партийного и государственного деятеля А. И. Рыкова. После ареста Рыкова в 1935 году переименован в Орджоникидзе в честь другого советского партийного и государственного деятеля Г. К. Орджоникидзе. В июне 1939 года при образовании Орджоникидзевского (с 12 июня 1944 года - Енакиевского) района из состава Енакиевского городского совета выведены следующие поселковые и сельские советы:

  • Веровский поссовет
  • Корсунский поссовет
  • Ольховатский поссовет
  • Софье-Конлратьевский поссовет
  • Хацапетовский поссовет
  • Берестовский сельсовет
  • Будённовский (до 1930-х - Стенковский) сельсовет
  • Ильинский сельсовет
  • Савеловский сельсовет

Название Енакиево возвращено городу 12 июня 1944 года.

ПромышленностьПравить

За годы Советской власти Енакиево превратился в крупный центр угольной, металлургической и химической промышленности. За годы сталинских пятилеток созданы новые шахты, в т. ч. мощная шахта «Красный Октябрь»; построены заводы: Новоенакиевский коксохимический завод, металлоконструкций и цементный. Реконструированы и расширены старые предприятия — металлургический и коксохимический заводы, шахты им. Карла Маркса, «Юный коммунар» и «Красный Профинтерн».

Городское хозяйствоПравить

Ведутся большие работы по строительству жилых домов и культурно-бытовых учреждений (отстроено около 250 тыс. м2 жилой площади).

Городской транспортПравить

2 маршрута трамвая:

  1. Вокзал — Красный Городок
  2. Железнодорожный переезд — шахта „Красный Профинтерн“

ОбразованиеПравить

Имеются (1952) 8 средних и 12 семилетних школ, металлургический и горно-строительный техникумы, педагогическое училище, музыкальная школа

КультураПравить

Имеются 11 клубов и Дворец культуры, Дом народного творчества, 78 библиотек, драматический театр имени Пушкина.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики