ФЭНДОМ

КРАМАТОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ СТАЛИНА (НКМЗ), находится в Донбассе, в Краматорске, расположен на правом берегу реки Кривой Торец (приток Северского Донца), рядом с Краматорским машиностроительным заводом имени Орджоникидзе и Краматорским металлургическим заводом имени Куйбышева, занимает участок общей площадью около 200 га. Подъездные пути Краматорского машиностроительного завода имени Сталина примыкают к основной магистрали Южно-Донецкой ж. д.

Строительство Краматорского машиностроительного завода начато в 1929 году. Первая очередь, состоящая из 13 основных производственных единиц, сдана в эксплуатацию 18 сентября 1934 года. Завод, будучи детищем первой пятилетки, является не только крупнейшим предприятием СССР, но и одним из крупнейших заводов Европы. По своему техническому оборудованию Краматорский завод — первоклассное предприятие современной техники. Строительство Краматорского машиностроительного завода имело колоссальное значение для дела технико-экономической реконструкции народного хозяйства Советского Союза. С пуском первой очереди завода тяжелое машиностроение СССР приобрело мощную, первоклассную в техническом отношении производственную базу. Краматорский машиностроительный завод и Уральский завод тяжелого машиностроения имени Серго Орджоникидзе занимают важнейшее место в обеспечении технико-экономической независимости тяжелой промышленности СССР. Большое количество металлургического оборудования для Запорожстали, Электростали, Азовстали, Липецкстроя и т. д. было произведено на этом заводе. Общая стоимость Краматорского машиностроительного завода по плану определена в 392 млн. руб. В основном предназначен для производства крупного индивидуального машиностроения для металлургической, горнорудной и химической отраслей промышленности. Номенклатура ежегодного выпуска завода включает:

  • комплектное оборудование для мартеновского и бессемеровского производства (за исключением воздуходувных средств и электрооборудования) весом 5 тыс. т;
  • оборудование прокатных цехов, в том числе слябинги листовые, сутуночные, трубные, обжимные станы, весом 28,6 тыс. т;
  • запасные части для прокатного оборудовании весом 2,4 тыс. т;
  • подъемно-транспортное, шахтное, углепомольное и гидротехническое оборудование — 20,6 тыс. т;
  • оборудование коксовых установок с запасными частями весом 3,5 тыс. т;
  • различные изделия (главным образом роторы для мощных турбин, крупные коленчатые валы, полые кованые изделия для промышленности и др.) — 22 тыс. т.

Завод состоит из следующих цехов (по проекту):

  • механического № 1 (прокатостроение и газомоторостроение),
  • механического №2 2 (подъёмно-транспортное, коксовое, углеразмольное, шахтное, редукторы),
  • механического № 3,
  • обдирочного,
  • цеха металлических конструкций,
  • кузнечно-прессового,
  • прессового № 1,
  • прессового № 2 с термическими отделениями,
  • сталелитейного,
  • чугунолитейного № 1 для крупного и среднего литья,
  • чугунолитейного № 2 для мелкого литья
  • меднолитейного,
  • 7 вспомогательных цехов,
  • 6 подсобных цехов,
  • теплоэлектроцентрали,
  • центральной газогенераторной станции,
  • насосной станции,
  • складского хозяйства.

Краматорский машиностроительный завод строился по принципу прямого потока основных заводских грузов. Каждый цех завода является промежуточным пунктом, временно задерживающим сырьевой или полуфабрикатный поток, направляющийся к дальнейшей переработке в готовую продукцию.

В 1936 году находились в эксплуатации:

  • 1) механические цехи №№ 1 и 2, в которых в основном сосредоточена механическая обработка изделий, выпускаемых заводом; при распределении между ними производственной программы принято во внимание требование определенной специализации этих цехов по видам изготовляемой продукции. Оборудование механических цехов состоит из первоклассных по эффективности и точности станков, представляющих лучшие образцы мировой техники.
  • 2) Чугунолитейное производство сосредоточено в 2 корпусах, специализированных по развесу выпускаемого литья: корпус № 1 выпускает крупное и среднее литье (от 0,5 т до 150 т), корпус № 2 — мелкое литье весом до 0,5 т в штуке.
  • 3) Сталелитейный цех состоит из плавильного отделения, двух параллельно ему расположенных разливочных пролетов и девяти перпендикулярных к нему пролетов, предназначенных для формовочных работ, стержневых, склада опок, моделей и пр. Плавильное отделение сталелитейного цеха имеет 4 мартеновских печи емкостью в 80 и 35 т, 2 электропечи по 10 т и одну в 3 т. В цехе применяется механизация как формовочных, так и стержневых обрубных и прочих работ.
  • 4) Группа кузнечно-прессовых цехов состоит из кузнечно-прессового цеха, выпускающего относительно мелкие поковки (весом до 1,5—2 т в штуке) и оборудованного всеми видами молотов, парогидравлическими прессами и пр., и прессового цеха 1, оборудованного мощными ковочными устройствами для производства весьма крупных поковок (до 300 ш в штуке).
  • 5) Производство всех работ по изготовлению металлических конструкций сосредоточено в специальном цехе металлических конструкций с оборудованием, пригодным для выполнения весьма разнообразных и сложных индивидуальных изделий.
  • 6) Кроме того, находятся в эксплуатации инструментальный, модельный и ремонтно-механический № 4 цехи и кислородное производство. — Потребность в электроэнергии покрывается собственной энергетической базой завода (ТЭЦ), способной полностью удовлетворить его потребность.

Общее количество рабочих завода при полном его развертывании составит ок. 25 000 человек. В 1930 году производственных рабочих было около 13 600 человек при 2 200 инженерно-технических работниках. При Краматорском машиностроительном заводе построен рабочий поселок с населением более 20 000 (1936 год). Поселок имеет самостоятельное коммунальное хозяйство и целый ряд учреждений бытового, культурного и медико-санитарного характера, сеть начальных и средних школ, ясли, детдома и т. д. Много заботы и внимания уделено внешнему благоустройству и оформлению завода: озеленение, асфальтированные дороги и тротуары и т. п.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики