Викия

Донецк вики

Макеевский металлургический завод имени Кирова

197статей на
этой вики
Добавить новую страницу
коммент.0 Поделиться

МАКЕЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД ИМЕНИ С.М. КИРОВА — крупное предприятие металлургической промышленности СССР с полным металлургическим циклом (чугун, сталь, прокат), выпускающее различные профили проката из разнообразных марок сталей. Находится в городе Макеевке Сталинской области (вблизи шахт "Софья" и "Иван") УССР (Донбасс), соединён ж.-д. веткой со станцией Ясиноватая Южно-Донецкой железной дороги.

Строительство металлургического завода в Макеевке было предпринято в 1898 году «Генеральным обществом чугуноплавильных, железоделательных и сталелитейных заводов России» Унион, состоявшим в основном из французских капиталистов. В 1899 году была задута первая доменная печь. В 1900 году вошли в строй мартеновские печи, средне- и крупносортный прокатные станы, в 1912 году — мелкосортный прокатный цех, в 1914 году — штамповый цех. К 1913 году оборудование завода состояло из следующих основных агрегатов:

  • 3 доменных печей с вертикальными подъемниками общим полезным объемом 1,276 м куб.,
  • четырех 30-тонных и двух 50-тонных мартеновских печей,
  • 5 прокатных станов

Все агрегаты — полумеханизированного типа. Значительная часть производственных операций осуществлялась вручную (каталями и т. п.). Максимальная производительность Макеевского металлургического завода была достигнута в 1915—16; выпуск продукции основными цехами за этот год составил: чугуна—226,3 тыс. т, стали — 188,5 тыс. т, проката — 131,1 тыс. т. В 1905 году макеевские металлурги участвовали в вооружённом восстании вместе с горловскими шахтёрами. В феврале 1905 года была объявлена общезаводская забастовка, длившаяся 18 дней. Рабочими выдвигались экономические и политические требования. В 1913 году по инициативе рабочих механического цеха, возмущённых действиями мастера-француза, стрелявшего в рабочих, вспыхнула забастовка, которая распространилась на весь завод. В 1914 и 1915 годах происходили забастовки с требованиями прекращения империалистической войны.

В декабре 1917 году завод был национализирован. После окончания гражданской войны и изгнания иностранных оккупантов из Украины усилиями коллектива рабочих и служащих при систематической помощи партии и правительства к 1929 году завод был полностью восстановлен. В 1924 году началось его восстановление. В 1927/28 хозяйственном году выпуск продукции Макеевского металлургического завода достиг уровня 1913 года. В 1929 году была введена в эксплуатацию первая полностью механизированная доменная печь, спроектированная под руководством М. В. Луговцева и Н. Г. Кизименко. Учитывая близость завода к местам добычи угля, наличие вблизи месторождения известняка и относительную близость к криворожской руде, а также удобное расположение площадки, ЦК ВКП(б) предложил подвергнуть завод коренной реконструкции. Разработанный и осуществляемый проект реконструкции завода по существу представляет собой проект постройки нового крупного металлургического завода с использованием некоторых его цехов и оборудования. Согласно разработанному и утвержденному проекту:

  • 1) строится агломерационная фабрика на 5 лент Дуайт-Ллойда общей мощностью в 2 500 тыс. т агломерата в год;
  • 2) строится коксовый цех (с химическими цехами) в составе 4 батарей с 184 печами "Копперс" мощностью в 1 220 тыс. т металлургического кокса (6% влажности) в год. Мощность старого коксового цеха определена отраслевой конференцией в 550 тыс. т металлургия, кокса;
  • 3) сносятся все 3 старые доменные печи, и взамен их строятся новые современные, полностью механизированные 3 печи объемом по 842 м куб. и 2 печи объемом по 1 143 м куб. каждая;
  • 4) строится новый мартеновский цех (американского типа) в составе девяти 150-тонных печей, 1 300-тонный миксер, шихтовый двор, стрипперный цех, цех изложниц и другие вспомогательные цехи;
  • 5) в старом мартеновском цехе печи перестраиваются на больший тоннаж, строится новая мартеновская печь №7 площадью пода 44 м кв., усиливается крановое оборудование, строится дополнительный пролёт в разливочном отделении, новый шихтовый двор и др.;
  • 6) строится новый современный прокатный цех в следующем составе: блюминга 1 150 мм, непрерывно-заготовочных станов 630 и 450 мм, шахматного стана 350 мм (11 клетей) мощностью 425 тыс. т готового проката в год, штрихового стана 300 мм (10 клетей) мощностью 285 тыс. т и проволочного стана 250 мм (10 клетей) — 270 тыс. т;
  • 7) существующие прокатные станы реконструируются, механизируются трудоемкие процессы. Мощность сортовых станов (300 мм и 250 мм) доводится до 200 тыс. т в год; листовых станов (среднелистового и тонколистового) — до 104 тыс. т в год; заготовочный стан 600 мм сносится;
  • 8) реконструируется цех рельсовых скреплений, в котором запроектирована установка 22 двухсуппортных прессов; общая мощность цеха доводится до 450 тыс. т накладок и подкладок в год (вместо 50 тыс. т мощности в 1928 году).

Реконструкция основных цехов Макеевского металлургического завода требует радикального переустройства всего энергетического хозяйства завода. Проект предусматривает постройку новой электровоздуходувной станции в составе 3 генераторов общей мощностью в 74 000 кВт, 3 турбовоздуходувок но 3 100 м куб. воздуха в минуту и 2 турбовоздуходувок по 4 100 м куб. в минуту. Значительно расширяются и вспомогательные цехи завода — сталелитейный, механический, кузнечный и др. Мощность сталелитейного цеха доводится до 6 000 т в год, кузнечного — до 3 400 т, механического цеха — до 9 500 т, цеха металлических конструкций (нового) — до 6 000 т и др. Проект предусматривает широкое использование доменных шлаков (отходов производства) для производства различных строительных материалов: шлаковой брусчатки (высококачественный материал для мощения дорог), бетонитовых камней, производство кирпича из доменных шлаков и др.

Мощность основных цехов Макеевского металлургического завода по проекту принята следующая (в тыс. тонн в год):

  • агломерационная фабрика (новая) - 2 500
  • выплавка чугуна (новый цех) - 2 240
  • выплавка стали в новом цехе - 1 600
  • выплавка стали в старом цехе - 550
  • выпуск проката - 1 802

Таким образом, завод будет представлять собой один из крупнейших заводов Советского Союза и мировой металлургии. Сметная стоимость реконструкции завода — 675 млн. руб. По завершении реконструкции мощность завода по выплавке чугуна возрастает в 10 раз против производства в 1915—16, по стали — соответственно в 11 раз, по прокату — в 14 раз. В декабре 1934 году заводу присвоено имя С. М. Кирова. За годы первых пятилеток на заводе построены и введены в действие агломерационная фабрика, механизированные доменный и мартеновский цехи и первый советский блюминг. Реконструированы старые металлургические цехи, энергетическое хозяйство, усилена ремонтно-механическая база. Металлурги завода добились высоких коэффициентов использования доменных печей и съёмов стали с площади пода мартеновских печей.

К 1937 году реконструкция Макеевского металлургического завода в значительной мере уже завершена. До 1 января 1937 года в завод вложено 546 млн. руб. на капитальное строительство. На 1 января 1937 на заводе находились в эксплуатации 4 доменных печи (новых) общим полезным объемом 3 672 м куб. с мощностью 1 100 тысяч т чугуна в год, 6 новых 150-тонных мартеновских печей (мощностью в 1 065 тыс. т стали в год), старый мартеновский цех в составе 7 печей, блюминг, изготовленный Ижорским заводом, с непрерывно заготовочным станом 630 мм, штрипсовый стан 300 мм, проволочный стан, цех рельсовых скреплений, аглофабрика в составе 2 агломерационных лент, коксовый цех (все 4 батареи), первые агрегаты новой электровоздуходувной станции — генератор 24 000 кВт, 3 воздуходувки, газгольдер объемом в 100 000 м куб., шлако-бетонный завод мощностью в 24 000 м куб. бетонитовых камней в год, шлако-кирпичный завод мощностью в 12 000 тыс. шт. кирпичей в год и ряд других цехов и агрегатов. В значительной мере завершена также и реконструкция старых мартеновского и прокатных цехов.

Динамика объема производства по Макеевскому металлургическому заводу видна из следующих данных (в тыс. тонн):

? ?
1930 1932 1936 1936*
выплавка чугуна 276,2 594,1 1316,0 9,2%
выплавка стали 249,3 235,2 1127,0 7,0%
выпуск товарного проката 239,2 229,1 1070,0 8,7%

1936* - в % к общей продукции металлургии СССР.

Всего на заводе и на карьерах к 1 января 1937 было занято 11 050 человек производственных рабочих. Валовая продукция в 1936 составляла 178,2 млн. руб. (в ценах 1926/27). Благодаря усилиям стахановцев и лучших ударников показатели использования оборудования завода значительно улучшились. Так, коэффициент использования полезного объема доменных печей в 1936 году составил 0,91 против 1,43 в 1932 году; съём стали с 1 м кв. площади пода в 1936 по новым печам — 5,83 т, по старым — 4,36 т против 3,06 т в 1932 году (по календарному времени). Благоприятное географическое расположение завода, осуществление в значительной части реконструкции завода, наличие механизированных доменных печей (первая доменная печь американского типа на заводе была сдана в эксплуатацию в 1929 году), применение агломерата в шихте создали условия для получения продукции с низкой себестоимостью. Однако работавшая на заводе шайка фашистских агентов — троцкистов-бухаринцев - всячески препятствовала использованию результатов реконструкции завода. В целях скрытия своей вредительско-диверсионной работы от народа СССР и заводской общественности враги прибегали к ряду жульнических бухгалтерских махинаций (исключали общезаводские расходы из себестоимости стали и чугуна, ложно занижали показатели по расходу кокса и т. д. и т. п.). После разоблачения органами НКВД врагов народа — троцкистов-бухарннцев — созданы условия для быстрого завершения реконструкции завода.

Во время Великой Отечественной войны, в период немецко-фашистской оккупации Сталинской области (1941—43) захватчики нанесли большой ущерб заводу. В 1943 году началось восстановление завода, и через месяц после изгнания гитлеровских войск из города Макеевки была выдана первая плавка стали. В годы четвёртой пятилетки (1946—50) завод пополнился новыми агрегатами, реконструированы многие цехи, механизированы и автоматизированы производственные процессы, усилено энергетическое хозяйство, обновлён подвижной состав внутризаводского ж.-д. транспорта. К концу 1950 восстановление завода было закончено. Завод имеет школы технического обучения, рабочий посёлок с благоустроенными домами, клуб, детские сады и др.

Викия-сеть

Случайная вики