ФЭНДОМ

МОСПИНО — город (с 1938 года) в Сталинской области УССР, подчинён Макеевскому городскому совету. Расположен на реке Грузской (бассейн Кальмиуса). Ж.-д. станция на линии МакеевкаЯсиноватая.

ИсторияПравить

Основан в 1800 году как село Махоровка. В 1806 году историк-путешественник Сулин И.И. описывает, что по левую сторону речки Грузской, рядом с родовым имением Горбачевых, при балке Очеретинской, обозначен хутор Кутейников. Земли в округе принадлежат казачьему генералу Степану Ефимовичу Кутейникову. Вышедшая замуж за есаула Григория Ивановича Попова дочь Кутейникова, Марфа, получила этот хутор и земли в округе в качестве приданного. Согласно карте 1820 года видно, что хутор Кутейников переименован в хутор Попов. Балка Очеретинская стала называться Криничной. Хутор Попов делился речкой Грузской на две части, со временем он разросся и стал называться поселок Поповъ Усть–Очеретинский. Согласно списку населенных мест Области Войска Донского в 1859 году поселок Поповъ Усть–Очеретинский при речке Грузской имел 23 двора, в которых проживало 86 мужчин и 67 женщин. В 1840 году Попов переселил на левую сторону реки Грузской, напротив хутора Попова Усть-Очеретинского, 46 крестьянских душ, живших в Новочеркасском округе на речке Тузлов. Новый поселок получил название Тузловский. В 1875 году поселок Тузловский при балке Усть–Очеретинской имел всего лишь 10 дворов, в которых проживало 37 мужчин и 33 женщины. У местных крестьян из инвентаря имелось 3 плуга, 8 лошадей и 16 пар волов, а поселок Усть – Очеретинский уже имел 41 двор, в которых проживало 125 мужчин и 115 женщин. У крестьян из инвентаря имелось 16 плугов, 67 лошадей и 64 пары волов. Со временем поселки Усть-Очеретинский и Тузловский слились воедино и территориально относились к Степаново-Крынской волости Таганрогского округа области Войска Донского. В 1902 году была открыта первая шахта Уткина. После 1907 года вступают в эксплуатацию шахты Алексеевского общества: за период 1913 – 1916 годов были заложены и построены шахты: Козырева, Анохина, Шабалова, Рудченко, Сергеева и др. В 1913-1916 годах на деньги шахтовладельцев Моспина, Шабалова и Уткина через Усть-Очеретинское была проложена железная дорога. Моспин, имевший поместье в Рясном, просил назвать станцию его именем. При трассировании строители ошиблись всего лишь на несколько километров и назвали станцию в Усть-Очеретинском – Моспино. Название станции закрепилось за поселками расположенными в округе. В 1938 году Моспино стало городом районного подчинения.

НаселениеПравить

По переписи 1939 года в городе проживало 15,0 тыс. жит.

Административное делениеПравить

Районное деление отсутствует.

ПромышленностьПравить

В Моспино — 2 угольные шахты, брикетный комбинат, ремонтно-механический завод, хлебокомбинат.

Городское хозяйствоПравить

Городской транспортПравить

Автобусное сообщение.

ОбразованиеПравить

Имеются (1953) 4 средние, 2 семилетние и начальная школы.

КультураПравить

Имеются (1953) библиотека и 4 клуба.