ФЭНДОМ

СТАЛИНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД имени И.В. СТАЛИНА — крупное предприятие металлургической промышленности СССР, выпускающее чугун, сталь, прокат. Находится в городе Сталино УССР (Донбасс). Завод основан в 1872 году английским капиталистом Джоном Юзом. Входил в «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства».

Рабочие завода — активные участники борьбы за свержение самодержавия. В марте 1917 года на заводе был создан Совет рабочих депутатов. Тысячи рабочих этого предприятия участвовали в вооружённом восстании в октябре 1917 года. Завод национализирован в 1917 году, на нём был установлен рабочий контроль и восьмичасовой рабочий день. С 1921 года началось восстановление потухших доменных и мартеновских печей, и в 1924 году они стали выплавлять чугун и сталь. В 1924 году заводу было присвоено имя И.В. Сталина. В годы первой пятилетки (1928—32 годы) завод был реконструирован и технически оснащён. Введена механизированная бункерная система загрузки доменных печей. В 1936 году закончены строительство и реконструкция мартеновского цеха, вместо старого рельсопрокатного цеха установлен мощный блюминг, проведена механизация в сортопрокатном и листопрокатном цехах.

Во время Великой Отечественной войны, в период немецко-фашистской оккупации города Сталино (1941—43 годы) захватчики до основания разрушили завод и все крупные жилищно-бытовые и культурные сооружения. Восстановление Сталинского металлургического завода шло быстрыми темпами, и 14 февраля 1944 года одна из мартеновских печей дала первую плавку высококачественной стали, а в марте 1944 года вошёл в строй прокатный стан и была задута первая доменная печь. За успешное проведение восстановительных работ в период 1944—46 годов заводу 10 раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, которое передано ему на вечное хранение. За годы четвёртой пятилетки (1946-50 годы) на заводе усовершенствованы технологические процессы. Внедрена испарительная система охлаждения мартеновских печей, освоена прокатка рессорной полосы для автомобиля «Победа» и полособульбовых профилей. В 1951 году за разработку и освоение новой системы охлаждения мартеновских печей 2 работника завода удостоены Сталинской премии. Более половины коллектива завода охвачено различными видами техничнской учёбы. К 1953 году для металлургов восстановлены и построены новые благоустроенные жилища, имеется Дом техники и др.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики