ФЭНДОМ

СТАРО-КРАМАТОРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД ИМЕНИ С. ОРДЖОНИКИДЗЕ (СКМЗ) — один из крупных заводов тяжёлого машиностроения СССР, изготовляющий прокатно-адъюстажное (прокатно-вспомогательное) оборудование для металлургической промышленности. Находится в городе Краматорске Сталинской области УССР.

ИсторияПравить

Завод был основан в 1896 году немецкой фирмой «В. Фицнер и К. Гампер». Весной 1897 года закончено строительство главных цехов завода. В кузнице были поставлены ряд наковален на 300 пар кузнецов и два стопудовых молота. В центре цеха установлена нагревательная печь с ручным дутьём. Кранов не было. В механическом цехе имелось только два фрезерных станка, два вальцетокарных, один зуборезный. Станки приводились в движение трансмиссиями. Единственный 10-тонный кран был основным средством перемещения тяжёлых деталей. На монтажной площадке все операции производились вручную. Завод выпускал паровые машины, лебёдки, ковочные молоты, компрессоры, насосы. В годы первой мировой войны завод выполнял военные заказы, а также ремонтировал паровозы и вагоны.

Рабочие Краматорского завода прошли большой революционный путь. С 1901 года на заводе начала активную подпольную деятельность группа РСДРП. Нелегальная литература и газета «Искра» стали регулярно появляться в цехах завода. В январе 1905 года, в ответ на события 9 января в Петербурге, на заводе была объявлена забастовка, длившаяся шесть дней. Забастовка проходила дружно. Никакие угрозы администрации и полиции не сломили духа бастующих. Заводская организация РСДРП распределила свои силы по цехам и проводила среди рабочих широкую разъяснительную работу. 12 декабря 1905 года краматорцы бастовали, требуя увеличения заработной платы на 25%, введения 8-часового рабочего дня, открытия школ для детей, массовой библиотеки и другое. Боевая дружина завода участвовала в Горловском вооружённом восстании в Донбассе 17 декабря 1905 года; из 120 членов боевой дружины погибло 88. В ответ на расстрел рабочих на Ленских приисках 4 апреля 1912 года рабочие завода провели двухнедельную забастовку. В мае 1912 года на заводе была создана большевистская организация. В феврале 1917 был создан Революционный комитет, который взял в свои руки всю власть на заводе и в районе к организовал выборы в Совет рабочих и солдатских депутатов. В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918—20 годы) рабочие завода принимали активное участие в борьбе с немецкими оккупантами, украинскими националистическими и белогвардейскими бандами. После Великой Октябрьской социалистической революции завод был коренным образом реконструирован и значительно расширен. Коллектив завода освоил производство станов для прокатки инструментальных и легированных сталей, станов для холодной прокатки листов, машин для правки, резки и гибки листа и сортового проката, мостовых кранов грузоподъёмностью до 220 т и других машин. В период с 1928 по 1940 год завод являлся крупным поставщиком металлургического, кузнечно-прессового и кранового оборудования для тяжёлой промышленности СССР. В 1940 году выпуск продукции завода в три раза превысил уровень 1913 года.

Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации города Краматорска (1941—43), немецкие захватчики разрушили завод, сожгли жилые дома, Дворец культуры и другие культурно-бытовые учреждения. После освобождения города Краматорска (сентябрь 1943 года) началось восстановление завода. Были построены новые цехи, оснащённые передовой техникой. С 1945 года завод возобновил выпуск тонколистовых прокатных станов, станов для прокатки стальной ленты толщиной от 3 мм до 0,1 мм, а также ленты из цветного металла толщиной от 2 мм до 0,05 мм, гильотинных ножниц с верхним и нижним резом, летучих ножниц для резки на ходу листа и сортового проката, многовалковых правильных машин и др. С 1946 года завод начал выпускать шахтные подъёмные машины с диаметром барабана 4 и 5 м, штамповочные молоты мощностью в 3,5 и 10 т, рудно-угольные перегружатели для металлургических предприятий и электростанций с производительностью до 600 т в час и другие машины. В 1946 году за успешное выполнение задания правительства по восстановлению завода, за освоение и выпуск металлургических оборудования и в связи с 50-летием со дня основания завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а 120 его работников — орденами и медалями. В 1951 году за коренное усовершенствование методов производства 7 работникам завода присуждена Сталинская премия. При заводе имеются ремесленное училище и учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института, школа рабочей молодёжи и пионерский лагерь.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики