ФЭНДОМ

ХАРЦЫЗСК — город (с 1938 года), центр Харцызского района Сталинской области УССР (Донбасс). Расположен в 40 км к северо-востоку от Сталино. Ж.-д. станция на линии Ханженково—Иловайское.

ИсторияПравить

Основан в 1869 году как посёлок при станции, введённой в действие на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. На месте современного города ещё в 1786 году была основана слобода Харцызская, принадлежавшая генерал-майору И.Д. Иловайскому (название его произошло от слова «харцыз» (проедала, шатун, волочуга, воришка — словарь В. И. Даля) — так в XVI веке называли турки и татары селившихся у южных границ Русского государства беглых крестьян и запорожских казаков, а места их поселений именовали «харцызскими»). В 1883 году была проведена железнодорожная ветка на Макеевский рудник, в 1884 году — на станцию Криничная и Ясиновка (современная Макеевка-Пассажирская), в 1898 году — на макеевский металлургический завод «Унион». В 60-х годах XIX века вблизи станции начались разработки каменного угля. В 1880-е годы в пристанционном поселке было несколько десятков дворов и трактир. К 1897 году тут насчитывалось 674 жителя, 53 двора. Русских было 486 человек, украинцев — 188. Уроженцами Области Войска Донского являлись 99 человек, других местностей — 575. Выходцами из крестьян были 550 человек, из мещан — 92, из дворян и духовенства — 13 человек. В 1895 году харцызским обществом Дебальцевского механического завода в Харцызске построен котельно-механический завод. В 1897 году построены мастерские Шлихта (современный машиностроительный завод). В 1910 году котельно-механический завод стал филиалом макеевского металлургического завода, а с 1914 года отдельным предприятием Харцызский трубный завод. С 1914 года механические мастерские объединены в 2 промышленные предприятия — заводы «Фрессе» и «Рено» (в 1920 году объединены в завод «Ремруд», в 1928 году переименован в «Главармлит», сейчас — «Армлит»).

С апреля 1923 года Харцызск стал центром Зуевского горного района Юзовского округа. В 1929 году образована Харцызская волость, объединившая посёлки Харцызск, Трубное, хутора: Золотарева, Майсаки, Цецюра, Панасенко, Новая Жизнь и другие. С 1936 (по другим данным - 1938) года Харцызск получил статус города районного подчинения, в 1940 году в нём проживало уже 13 146 человек. В 1930—1938 годах Харцызский трубный завод назывался заводом «Сталь», тогда же там было налажено производство труб большого диаметра. В 1940 году построен сталепроволочно-канатный завод (сейчас Харцызский канатный завод — «Силур»). С 1930-х годов работают 2 крупных колхоза: «Гранит» и имени В.К. Блюхера.

НаселениеПравить

  • 1897 год - 674 жит. (по переписи)
  • 1912 год - 1 500 жит.
  • 1923 год - 3 065 жит.
  • 1926 год - 5 645 жит. (по переписи)
  • 1931 год - 8 323 жит.
  • 1939 год - 13,6 тыс. жит. (по переписи)
  • 1940 год - 13 146 жит.

Административное делениеПравить

Районное деление отсутствует.

ПромышленностьПравить

Трубный, сталепроволочно-канатный, литейно-механический заводы, завод ковкого чугуна, завод пищевых концентратов, молокозавод, мельница. В районе — добыча угля, разработка строительных материалов (известняка, строительного камня), 8 заводов, районная электростанция (Зугрэс), предприятия по обслуживанию ж.-д. транспорта. 5 совхозов, 2 МТС.

Городское хозяйствоПравить

Городской транспортПравить

Железнодорожное сообщение.

ОбразованиеПравить

5 средних, семилетняя школы, энергетический техникум, техническое училище.

КультураПравить

Дом культуры, 2 библиотеки, 4 клуба, стадион, 2 парка культуры.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики